Златоуст в событиях К 115-летию со дня открытия Петро – Павловской женской церковно-приходской школы (1901 – 2016)

Златоуст в событиях К 115-летию со дня открытия Петро – Павловской женской церковно-приходской школы (1901 – 2016).

Zlatoust in events By the 115 th anniversary of the opening of Petro — Pavlovskaya female parish school.

Конец XIX – начало XX  вв. для Южного Урала, как, впрочем, и для всей Российской империи был событийно насыщенным временным промежутком. Росла и менялась экономика, перестраивался общественный уклад, постепенно сменялся и быт различных социальных слоёв. Страна жила инерцией промышленного переворота, вступившего в свою завершающую фазу в 70-х гг. XIX века. [10, с. 150]

Город Златоуст, как второй крупный город Уфимской губернии, промышленный центр горного округа, постепенно осваивался с новой реальностью. С конца 70-х годов XIX века на Златоустовском заводе внедряются новые технологии: пудлинговое производство (1879), горячее дутье (1880),  мартеновская выплавка металла (1881), производство огнеупорных изделий (1882),  гальванический процесс никилирования (1902), вводятся в эксплуатацию электростанция и доменная печь (1902). [12, с.112] Продукция завода экспонируется на крупных выставках, получает заслуженные награды.

Развитие промышленного потенциала, связанного с общероссийской поступательной тенденцией роста сектора тяжелой промышленности  [12, с.151], надежная связь города через Транссибирскую магистраль (1890) с разными уголками империи подстегнули в городе процессы экономических и демографических изменений.  Меняется социальная карта населения.  В эти годы наблюдается рост числа горожан. Если к началу промышленного переворота в городе насчитывалось  14884 чел. (1865), то на его завершающем этапе  уже 20469 чел. (1897). [16, с. 310] Конечно, крупные всплески роста численности будут еще впереди, но и такие показатели увеличения количества горожан для своеобразного «моногорода» конца XIX в. создавали для него новые серьезные проблемы:  расселение и отвод земли для ведения хозяйства, возможность заработка, соблюдение социальной справедливости и равновесия. Последний же момент следует отметить особо, так стремление к нему ставило под сомнение целесообразность существующего государственного строя. Уже в 1896 г. в Златоусте создается первый революционный кружок.  А  год 1897 – ой  вошел  в историю, как год проведения первой маёвки на Южном Урале и крупной забастовки рабочих большого прокатного цеха. В марте 1903 года общезаводская стачка заканчивается уже кровопролитием и жертвами. [12, с.110, 112]

Новые горожане, как местные, так и приезжие, постепенно осваивали городские окраины. Удаляясь от центра и старых районов, где имелись элементы инфраструктуры, они формировали новые общности, связанные множеством невидимых нитей  с заводской жизнью. К примеру, в это время развивается  Железнодорожный район и, так называемый, район Нижнего завода (современный район Металлургического завода и Закаменки).  Факт укрупнения районов доказывает, в частности, изменения в деятельности государственных элементов духовного ведомства. Речь идет о православных приходах, являющимися на тот момент, кроме прочего, структурами по ведению статистической и «гражданской»  регистрационной деятельности. Так, в Железнодорожном районе строится новая Симеоновская церковь. [2] Изменяется положение приходского Петро-Павловского храма, являющегося своеобразным центром Нижнезаводского района. Введенный в действие 8 ноября 1875 г., новый храм до 1881 г. был приписанным к Свято – Троицкому собору. В тот же год, 26 октября его самостоятельный статус признает Уфимская духовная консистория. Иначе говоря, имеющиеся количество прихожан теоретически было достаточно для содержания духовенства и причта. [12, с.108], [1, с. 24] Так к 1886 г. в приход входило 487 дворов и 2465 чел. [1, л. 29 об.]   Через 10 лет, в 1906 г. приход насчитывал уже  562 двора и 3137 чел. [2, л. 38 об.].

Успевали ли за изменениями в обществе другие социально-значимые институты? Например, такая основа государственного строя и спутник прогресса, как система образования, в том виде, в котором она существовала?  Ответить на эти вопросы должно будущее комплексное исследование. Пока же, стоит отметить, что  в растущем приходе златоустовской Петро — Павловской церкви и районе Нижнего завода  в  1889 г. была открыта лишь одна единственная начальная мужская школа, содержащаяся на средства земства.  По данным  на 1906 г. в ней обучалось 168 учеников. [2, л. 33 об.], [3, л. 51 об.]

Попытка же открытия ещё одной, но уже школы, учредителем которой бы выступила православная церковь (где место религиозному компоненту было намного шире, чем преподавание закона Божия), принадлежала обычному приходскому священнику Вениамину Иоанновичу Гуменскому. В свое время все этапы организации и становления школы были изложены о. Вениамином в небольшой монографии, изданной в Уфе в 1914 г. [9]

Священник Вениамин Иоаннович Гуменский родился 28 марта 1863 г. в селе Табынское Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. В семье православного священника  протоиерея Иоанна Даниловича Гуменского – видного общественного и церковного деятеля, просветителя, первого составителя описания чудотворной Табынской иконы Божией Матери (1854-1856), внесенного за заслуги в родословную дворянскую книгу Уфимской губернии. [2, л. 34  об.], [14], [15,с. 41] Получил образование в Уфимской Духовной семинарии, которую окончил одним из лучших в 1883 г. со степенью студента семинарии. [2, л. 34  об.] В августе того же года епископом Уфимским и Мензелинским Никанором был рукоположен в сан священника. Служил 17 лет на сельских  приходах губернии: с. Сикияз Златоустовского уезда, с. Артакуль Бирского уезда, с. Ашкашлово и с. Сихонкино Уфимского уезда. Епископом Уфимским и Мензелинским  Иустином 12 мая 1900  г. о. Вениамин был назначен в Златоуст  к Петро-Павловской церкви.  Кроме совершения богослужений  о. Вениамин, по обязанности того времени, преподавал закон Божий в единственной в районе мужской земской начальной школе, расположенной  на церковной площади около храма. [2], [3], [4], [5], [6]

Именно общение с педагогами и наблюдение за детьми фабричных рабочих, обучавшихся в школе, и произвели неизгладимое впечатление на священника, как человека нового в городской среде, пропитанной тяжелой атмосферой заводской жизни: «При внимательном рассмотрении типа и внутреннего интеллекта учащихся получалось очень плохое впечатление: это были дети, или правильнее сказать, толпа ребят с издерганными нервами, с вытравленным чувством любви – незлобия и невинности, это была толпа ребят современного пошиба, дети Горьковского «Дна»…Мне кажется, что жестокость нравов среди заводского люда обуславливается, во — первых обособленностью детей и предоставлением их самим себе с самого раннего детства и, во вторых, влиянием дурных элементов в скученной заводской среде..» — вспоминал о своих переживаниях о. Вениамин. [9, с. 2] Первые потрясения переросли в горячее желание открыть на приходе школу иного образца. Так видел её священник:  «не формально только учащую школу,  а школу воспитывающую, оберегающую и развивающую чистоту детских душ, школу оздоравливающую детей, могущую зажечь в сердцах детей огонь живой веры во Христа и прививающую им заветы Божественного Учителя о любви к Богу и ближнему». [9, с. 2]

Как видно из вышеприведенных слов, новая школа мыслилась в границах основной  на тот момент нравственно – идеологической модели с обязательным религиозным фундаментом и преследовала, главным образом, воспитательные цели. Кстати, именно последний аргумент и определил будущую гендерную ориентацию школы. В рамках существующей обязательной  раздельной формы обучения – она стала женской, так как, по мысли ее основателя,  именно «женская школа, воспитывая женщину, как будущую мать, тем самым уже воспитывает все будущее поколение в религиозном и нравственном направлении… и чем лучше воспитана мать, тем больше может она воспитать добра в ребенке ». [9, с. 3]  Сама же идея создания школы, на средства и под руководством  православной церкви имела под собой вполне законные основы. « Правила о церковных школах» были утверждены  императором Александром III 13 июня 1884 г. [11]

Как же встретили официальные лица и златоустовское общество идею о создании школы?  Члены  церковной структуры — Златоустовского уездного отделения епархиального училищного совета, ознакомившись на заседании 7 ноября 1900 г.  с докладом о. Вениамина, согласились с важностью и насущностью  открытия учебного заведения. В тоже время,  предложили докладчику самому заняться организационными вопросами. А именно,  воздействовать на своих прихожан, с целью строительства ими нового школьного здания или найма удобной квартиры с отоплением и охраной. [9, с. 3] Вопрос же  о создании при совете фонда по аккумуляции денежных средств, что называется, «повис в воздухе», переносился с заседания на заседание. [9, с. 7] Прихожане (они же «черствый заводской народ») на нескольких общественных сходах указали на то, что они являются работниками государственного казенного завода и именно правительство, а не они,  за свой счет должно заботиться о строительстве  и содержании школы для детей своих работников. [9, с. 4] Что же касается администрации завода, горного округа, земства, отделения Министерства народного просвещения, то обращение к ним просто не имело смысла.  Так как  задуманный проект, сразу мыслился, как проект,  реализуемый  только на церковных началах,  с отличной от других ведомств системой обучения. 

Несмотря на первые неудачи, были и те, кто поддержал о. Вениамина в его начинаниях. Это протоиерей Трёх – Святительской церкви Михаил Николаевич Архангельский – наблюдатель  церковных школ Златоустовского уезда,  Андрей Данилович Глебов – член уездного училищного отделения от горнозаводской администрации, и делопроизводитель епархиального училищного совета протоиерей Свято – Троицкого собора Николай Александрович Страхов. [9, с. 4-6] Последние упомянутые лица приняли деятельное участие по поиску и приобретению здания для размещения школы.

Именно А.Д. Глебов указал на небольшой каменный двухэтажный дом, расположенный в Закаменке и принадлежащий известному купцу Егору Григорьевичу Пролубникову. В доме на первом этаже находилась пивная лавка и квартира продавца пива. Второй же этаж находился  в плачевном состоянии. Этот дом и был продан предпринимателем священнику за 400 руб. – деньги, пожертвованные на создание школы старостой Свято – Троицкого собора Иваном Евгеньевичем Лосевым по просьбе настоятеля протоиерея  Н.А. Страхова. Правда, вскоре именитый купец всё же сделал вклад в общее дело. Сжалившись над о. Вениамином, он полностью на свои средства отремонтировал и оборудовал для занятий помещение I-го отделения школы. На заседании Уездного отделения епархиального училищного совета 3 декабря 1900 г. была оглашена дарственная запись здания  Ведомству Православного исповедания, сделанная у нотариуса М.А. Гладышева. [9, с. 6-7]

Со стороны общественности 8 октября  1900 г.  было открыто  церковно-приходское попечительство, председателем которого избран о. Вениамин, а членами попечительства – прихожане. Таким был состав попечительства с 1904 по 1907 годы: председатель – священник  Вениамин  Гуменский, члены: Григорий Матвеевич Беляков, Гордей Петрович Садовников, Стефан Ильич Семянников, Василий Андреевич Мохов, Григорий Сергеевич Ванин, Александр Матвеевич Лапшин, Игнатий Иванович Гулин и Василий Ефимович Батурин. [2, л. 34] Елизавета Давыдовна Пролубникова  на долгое время стала попечительницей новой школы, обеспечивая, в частности,  неимущих учениц форменной одеждой.

20 августа 1901 г. получив благословение епископа Уфимского и Мензелинского Антония на открытие школы, о. Вениамин в качестве заведующего приступил к окончательной подготовке школы к новому 1901 – 1902 учебному году. [9]

Итак, школа торжественно была открыта 17 сентября 1901 г. В этот день, в здании школы был отслужен первый молебен в присутствии первых учениц – 80 девочек и многочисленных гостей. Среди прочих были представители городского духовенства, Министерства народного просвещения, городской администрации,  горный начальник Анатолий Александрович Зеленцов и другие. После молебна попечительницей Е.Д. Пролубниковой  детям было дано лакомство, почетным же гостям устроен праздничный завтрак, который «прошел очень оживленно, много было сказано речей и славы гостям и хозяйке…». [9, с. 10] Регулярные занятия в школе начались с 18 сентября.

Следует отметить, что созданная о. Вениамином школа, довольно быстро была принята обществом и стала пользоваться доверием. Тем более, что уже к 1903 г. заведующий школой неоднократными обращениями убедил Уфимский епархиальный училищный совет в необходимости повысить статус школы. 12 декабря 1903 г. школа была преобразована из одноклассной в двухклассную с V отделениями. Это позволяло продлить срок обучения и более углубленно изучать предметы. К началу Первой мировой войны она оставалась в городе, в своем роде, единственным  учебным заведением начального образования такого типа. [9, с. 14]  Изменения коснулись и здание школы. В 1908 г. был проведен капитальный ремонт, и здание было расширено за счет двух пристроек.  Так, что его стоимость к 1914 г. составляла не менее 12 000 руб. [9, с. 12-14] Удалось и поставить учебное заведение на казенное «довольствие». В 1910 г. финансирование школы осуществлялось из двух источников: от Священного Синода – 1805 руб. в год и Златоустовского уездного епархиального училищного совета – 198 руб. в год. В 1916 г. 2500 руб. и 200 руб. соответственно. [3, л.51 об.], [5, л.53 об.]

С первого учебного года  количество учениц постоянно росло. Если в 1902 г. в ней училось уже 87 чел., то в 1916 г. их было уже 559 чел. [9, с. 14], [5, л.53 об.]  Среди учениц можно было встретить детей из разных районов города. Причиной тому была и внутренняя атмосфера, созданная педагогическим коллективом. Авторитет учительниц был  поставлен на высоте, а  дети любили  своих учительниц, как родных сестер и уважали их, как мудрых руководительниц и наставниц. [9, с. 20] Преемственность педагогических кадров – тоже отличительная черта школы. В монографии о. Вениамина приведены фотографии, на которых запечатлены воспитанницы школы, прошедшие обучение в учебных заведениях высшей ступени и вернувшиеся в школу уже преподавателями. [9, с. 23]

Уровень образования, полученный в школе, позволял поступать желающим в учебные заведения высшей ступени. Воспитанницы вполне успешно продолжали образование в Златоустовской гимназии, Миасской и Месягутовских прогимназиях. Лучшие ученицы  V отделения школы без труда выдерживали экзамены в IV класс женской гимназии. [9, с. 14, 23]

Девочки, которые не могли пойти учиться дальше, несли все доброе, что приобрели в годы обучения в школе в свои семьи и семьи горожан, куда, порой они устраивались няньками малолетних детей.  «Я с удовольствием замечаю, — писал в 1914 г. о. Вениамин, —  что там, где в семью вступает воспитанница моей школы, там направление жизни заметно сглаживается в хорошую сторону, семья как – будто оздоравливается и духовно оживает».  [9, с. 29]

Дело, начатое о. Вениамином в неизменном виде продолжилось вплоть до Гражданской войны. Его продолжал уже новый заведующий школой  – священник Аркадий Васильевич  Петров, назначенный в приход Петро – Павловской церкви в 1916 г. вместо о. Вениамина, ушедшего на фронт Первой мировой войны. [6, л. 36, 55]  Само же здание школы еще долго служило делу просвещения  и воспитания новых поколений златоустовцев. По воспоминаниям старожилов,  даже до середины 70-х годов  XX века. Потом была закрыта, здание перепрофилировано под магазин и склад, а позже было заброшено. В начале XXI века снесено. Сейчас на его месте находится современная автомойка.

Сам же вдохновитель и покровитель школы – священник Вениамин Иоаннович Гуменский  участвовал в  Первой мировой войне. Служил военным священником в соединениях Юго-Западного фронта: 418-го пехотного Александровского полка, исполнял обязанности благочинного 105-й пехотной дивизии. Принимал участие в войсковой операции (6–27 июля 1917 г.) в Бродском уезде (Галиция). В 1918 году исполнял обязанности благочинного 6-й пехотной дивизии Уральских горных стрелков армии  А. В. Колчака. Был возведен в сан протоиерея. Во время отступления  белой армии из Златоуста летом 1919 г., отправив семью в Новосибирск, сам остался в действующей армии и вскоре погиб. [7], [8]

За всё время службы, кроме редких благодарностей и иерархических наград, был награжден:  орденом Святой Анны III степени с мечами и бантами (июнь 1917), медалями «В память о царствовании Александра III» (1894), «За труды по первой всеобщей переписи населения»(1897), «В память 25-летия церковно-приходских школ» (1909), «В память 300-летия царствования дома Романовых» (1913). [3, л. 53 об.], [5, л.51 об.], [6, л.36]

Однако самыми же дорогими сердцу подарками оставались те, что были связаны с жизнью Петро – Павловской школы.  Это наперстный крест, поднесенный ему прихожанами в знак признательности и разрешенный к ношению епископом Уфимским и Мензелинским Антонием 6 мая 1901 г.  [4, л.51 об.]  А также  фотография самого епископа с дарственной надписью на обороте: «Благословение Епископа Антония о. Вениамину в благодарность за усердие к церкви Божией и школе. 20 августа 1901 г.». Единственная, по заметке  священника, его дорогая награда за двенадцатилетние труды по школе. [9, с. 8]

В завершение настоящего небольшого исторического обзора хотелось бы привести слова доброго пастыря и замечательного человека своего времени, обращенные к каждому из нас: «Слава Богу за все! Помните, что высшее благо для человека есть чистая – спокойная совесть и сознание добросовестно исполняемого долга. Сохраняйте же, дети, свою совесть в чистоте». [9, с. 79]

 

Список источников и литературы

 

  1. Архив Златоустовского городского округа. Ф. И – 56. Оп.1. Д. 50.
  2. Архив ЗГО. Ф. И – 56. Оп.1. Д. 51.
  3. Архив ЗГО. Ф. И – 56. Оп. 1. Д. 52.
  4. Архив ЗГО. Ф. И-56. Оп.1. Д. 53.
  5. Архив ЗГО. Ф. И – 56. Оп. 1. Д. 54.
  6. Архив ЗГО. Ф. И – 56. Оп. 1. Д. 56.
  7. Ворнер Г. Воспоминания. Эл. письмо Warner, Nicolas от 26.04.2016 г. // Архив автора.
  8. Warner, Nicolas. Эл. письмо от 07.04.2016 г. //Архив автора.
  9. Гуменский В.И., Петро-Павловская двухклассная женская церковно-приходская школа в г. Златоусте : Открыта 17 сент. 1901 г. в память выздоровления от болезни государя императора Николая II-го : Ист. очерк / [Свящ. В. Гуменский]. — Уфа : электр. типо-лит. Соловьева, 1914. — [2], 80 с.
  10. Данилов А.А. История России в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во. Проспект, 2004, С.150.
  11. Житенев Т. Е. Создание «Правил о церковно-приходских школах» от 13 июня 1884 года и реформа начальных школ Святейшего Синода. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева.№3. 2009. Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-pravil-o-tserkovno-prihodskih-shkolah-ot-13-iyunya-1884-goda-i-reforma-nachalnyh-shkol-svyateyshego-sinoda#ixzz4GXotivGw. Дата обращения: 06.08.2016 г.
  12. Златоуст – город крылатого коня / Авт. – сост. А.В. Козлов. – Златоуст: ООО «Фото Мир», 2004. 336 с.
  13. Окунцов. Ю. Православные храмы Златоуста / И пастыри, и учителя // Златоустовские купола. Сост. Л.П. Заева, А.В. Козлов. – Златоуст.  2001 г. 127 с.
  14. Сергеев В., прот.,  Протоиерей Иоанн Данилович Гуменский. [рукопись] // Архив автора.
  15. Сперанский Г., В день 50-летнего служения в сане священства заштатного протоиерея Бирского собора Иоанна Даниловича Гуменского 22 сентября 1898 г. (Забытый юбиляр) / Уфимские епархиальные ведомости. №1. 1899 г. // Архив автора.
  16. Яблонский Ф. Население Златоуста. Естественное движение населения. Златоустовская энциклопедия. Ред.-сост. А.В. Козлов, Н.А. Косиков, В.В. Чабаненко. Т.  Златоуст: Златоустовский рабочий. 1997. 351 с.

Автор — Иерей Сергий Сергеев

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *